Постановка задачи оптимизации, выбор критериев
Общий обзор по теме
При разработке новых или оценке существующих поглощающих аппаратов необходима система показателей, учитывающих свойства межвагонного амортизирующего устройства с позиций его основного назначения − защиты вагона, оборудования и перевозимого груза от продольных нагрузок. Последние годы отмечены повышенным вниманием организаций железнодорожного транспорта и вагоностроительных заводов к совершенствованию поглощающих аппаратов автосцепки, проблеме повышения их энергоемкости, долговечности и стабильности работы. В результате совместной работы ряда организаций введен в действие отраслевой стандарт [12], устанавливающий общие технические требования к вновь создаваемым поглощающим аппаратам.
Отраслевой стандарт предусматривает подразделение поглощающих аппаратов по основным техническим показателям на 4 класса − Т0, Т1, Т2, Т3 (табл. 1).
В нормативной документации оговорены области применения аппаратов различных классов:
• аппараты класса Т0 применяются в исключительных случаях, например, на вагонах, следующих в ремонт;
• аппараты класса Т1 применяются на вагонах, перевозящих обычные грузы;
• аппараты класса Т2 устанавливаются на новых вагонах-цистернах для перевозки опасных грузов (нефть и нефтепродукты, химические вещества);
• аппараты класса Т3 устанавливаются на вагонах для перевозки грузов высокой степени опасности (сжиженный газ, ядовитые вещества).
Отраслевым стандартом также регламентируются следующие показатели силовой характеристики поглощающего аппарата:
• сила начальной затяжки аппарата должна находиться в пределах 0,1…0,4 МН;
• сила сопротивления поглощающего аппарата при статическом нагружении и сжатии на величину рабочего хода, равного конструктивному, должна быть не менее 1,5 МН;
• максимальная сила сопротивления поглощающего аппарата при динамическом нагружении и сжатии на величину хода xП не должна превышать 3 МН;
коэффициент поглощения энергии з при статическом нагружении должен быть не менее 0,4; при динамическом – не менее 0,7.